Дунайская волна
Главная : Литература : История Статьи : Библиотека
 

РУССКАЯ ПРАВДА И ПРИЗНАНИЕ ГЕТМАНА ОРЛИКА

Сборник правовых норм и законов на Руси назывался Русской Правдой, а самые древние из найденных документов законодательного характера (прообразов Конституции) обнаружены были в Месопотамии. Это глиняные таблички, датируемые III тысячелетием до нашей эры -- годами правления царя с трудно произносимым именем Уруинимгина.

Наиболее известные законодатели античности -- это Солон и Клисфен в Афинах, спартанец Ликург, римский царь Сервий Туллий. Спартанская «конституция» была неписанная. В качестве основного закона в Спарте функционировала устно передававшаяся «Большая ретра», гласившая: «Пусть народ будет разделён на филы и обы, пусть в герусию входит вместе с царями 30 человек, а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будет высшая власть и сила».

Средневековые города создавали собственные уставы.

Иногда первой конституцией в Европе называют Статут Великого Княжества Литовского («Великого княжества Литовского, Руского, Жомойтского и иных») от 1529 года. Статут был, по сути, сводом законов, постановлений государственных и судебных учреждений, привилеев, норм местного обычного права.

Само же Литовско-русское государство существовало с XIII века по 1795 год, охватывая в разные годы территории современных Белоруссии, части Литвы, части Украины, части России, части Польши, части Латвии, части Эстонии, части Молдавии и части Приднестровья. Таким образом Статут применялся на обширных землях Руси (на землях Литовской Руси), составлявших львиную долю территории Великого княжества Литовского. К 1815 году все территории бывшего княжества вошли в состав Российской империи.

Первой конституцией в современном смысле этого понятия является Конституция США от 1787 года.

Некоторые полагают, что Конституции формально нет в семи странах. Вместо неё есть законы, на которых и базируется государственное право. К примеру, без формальной Конституции живут Великобритания, Новая Зеландия, Канада, Израиль, Сан-Марино, Ливия и Швеция. В Саудовской Аравии основным законом объявлен Коран.

Предыстория конституции в России берет свое начало в ХIХ веке. Первым конституционным проектом можно назвать «План государственного преобразования», разработанный в 1809 году графом Михаилом Михайловичем Сперанским. В документе закреплялась идея конституционной монархии, ограниченной парламентом. Свои проекты конституций предлагали декабристы Пестель и Муравьев.

В 1820 году была разработана «Государственная уставная грамота Российской империи», но принятие документа было отложено на неопределенный срок.

Манифесты 1905 года, подписанные императором Николаем II (6 августа и 17 октября), были восприняты как шаг к правовому строю. Государственная дума становилась законодательным органом власти, гарантировались основные свободы для подданных. Законы от 23 апреля 1906 года закрепили распределение полномочий между императором, Советом министров, Государственным советом и Государственной думой.

Первая Конституция РСФСР от 10 июля 1918 года, носила ярко выраженный классовый характер. В ней были воплощены лозунги, провозглашенные большевиками: вся власть передавалась Советам, отменялась частная собственность на землю.

31 января 1924 года была принята Конституция Союза ССР.

Вторая конституция Советского Союза принята была в 1936 году. День принятия Конституции, 5 декабря, объявлялся Всенародным праздником, который отмечался до 1977 года.

Третья и последняя Конституция СССР была принята 7 октября 1977 года. День конституции перенесли на 7 октября

«Конституция» Филиппа Орлика

После упразднения СССР и провозглашения бывших союзных республик самостоятельными государствами, среди псевдоисториков утвердилось мнение, будто первая конституция принята была в 1710 году в городе Бендеры Османской Империи (современное Приднестровье). Речь идёт о соглашение между гетманом Орликом и частью старшины, в котором провозглашалась независимость Малой Руси от Русского царства и Речи Посполитой, оговаривалась также протекция шведского короля.

В 2010 году в Киеве отпраздновали юбилей вышеозначенного документа и даже установили памятник автору «первой украинской конституции». Такая формулировка на Украине стала привычной уху обывателя, поэтому в очередную годовщину составления документа, в 2020 году, рекламные ситилайты на улицах Киева со слоганом «Пишаємося першою  конституцією в світі (Гордимся первой конституцией в мире…) -- мало кого удивили.

В украинских учебниках и официальных публикациях документ сей преподносится под названием «Пакты и конституции законов и вольностей Войска Запорожского». В оригинале же речь о «конституции» не идёт, там иначе написано -- «Договоры и постановления прав и вольностей войсковых»... Кроме того, современные псевдоучёные утверждают, будто написана «Конституция Орлика» на «староукраинском языке». Проверим и это утверждение.

Анализируя грамматические конструкции «староукраинского» языка, на котором изложена «конституция», можно сделать вывод, что так называемый староукраинский» язык гораздо ближе к современному русскому языку, чем к современному украинскому, и совершенно не отличается от канцелярского языка петровских указов, издававшихся «на Московщине» (так именуется Россия в современных украинских учебниках). И имя Орлика написано вполне по-русски: Филипп, а не Пылып. И родину свою называет он не «батькивщина, но: «Отчизна наша, Малая Россия».

Выдержки из документа:

«Договоры и постановленья прав и волностей войсковых межи ясневелможным его милостю паном Филиппом Орликом, новоизбранным Войска Запорожского гетманом, и межи енералними особами, полковниками и тим же Войском Запороским сполною з обоих сторон обрадою утверженные и при волной елекции формалною присягою от того ж ясневелможного гетмана потверженные».

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога во Троицы Святой славимого. Нехай станется на векопомную Войска Запороского и всего народу малороссийского славу и паматку».

Подчеркнём, в документе сказано про «малороссийский народ», себя Орлик, опять-таки, не гетьманом, но гетманом величает. Нет упоминаний ни про «староукраинский» язык, ни про мифических «украинцев», помещённых во все без исключения учебники по истории, выпускаемые под эгидой политического украинства. Более того, Орлик и его окружение убеждены были в том, что запорожские казаки происходят от степняков -- от хазар, в частности.

Коротко говоря, документ конституцией в классическом её понимании не являлся, -- это обычный прожект эмигранта, мечтавшего когда-нибудь вернуться на свою Отчизну – в Малую Россию, причём вышедшую из состава России и перешедшую под протекторат Швеции.

Русская Правда

Русская Правда (др.-рус. Правда рѹсьска, или Правда рускаа) — сборник правовых норм на Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года. Наиболее ранняя часть Русской Правды составлена была в годы правления Ярослава Мудрого. Правда стала основой русского законодательства и сохраняла своё значение до XV—XVI веков.

Ранние списки её не сохранились -- имеются только сравнительно поздние списки в составе различных сборников и летописей. Чаще всего списки Русской Правды соседствуют с церковными правовыми текстами, историки, как правило, объединяют их в три редакции: Краткую, Пространную и Сокращённую.

Краткая редакция известна в нескольких списках. В Новгородской первой летописи младшего извода под 1016 годом помещён рассказ о борьбе Ярослава со Святополком, после чего Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды.

Пространная Правда известна в более чем 100 списках XIII—XV и более поздних веков в составе Кормчих книг, Мерила Праведного и других рукописных сборников, а также в составе летописей.

Русская Правда аналогична более ранним европейским правовым сборникам, в том числе так называемым варварским правдам, например, «Салической правде» Франкского государства.

Краткая редакция Русской Правды включает 43 статьи. Приведём для примера, список древнейших её статей.

Ст. 1 — предоставляет право родственников на кровную месть за убийство. Мстить разрешается брату за брата, сыну за отца, отцу за сына, племяннику за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен.

Ст. 2 — человеку, избитому до крови или синяков не нужно представлять видока (свидетеля). Если же следов побоев нет, видок необходим. Если пострадавший не может за себя мстить, нарушитель обязан заплатить «за обиду» 3 гривны и оплатить услуги лекаря.

Ст. 3 — за удар кулаком или тупым предметом взимается плата в размере 12 гривен...

Ст. 4 — за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»).

Ст. 5 — нанесение травмы, приведшей к лишению руки, карается платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека.

Ст. 6 — запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной.

Ст. 7 — устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца.

Ст. 8 — устанавливает плату в 12 гривен за повреждение усов и бороды («за обиду»).

Ст. 9 — определяет плату в 1 гривну за угрозы мечём.

Ст. 10 — если один муж толкнёт другого, он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или кобляг (разновидность наёмничества), ему не нужно предоставлять видока, достаточно было лишь принести клятву об истинности своих показаний.

Ст. 11 — если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, обязан заплатить последнему 3 гривны «за обиду».

Ст. 12 — езда на чужом коне без спроса наказывается платой в 3 гривны.

Ст. 13 — пользование чужим конём, оружием или одеждой наказывается платой в 3 гривны «за обиду».

Ст. 14 — человек, опознавший похищенную у него вещь, не может сразу вернуть её себе, но сначала должен отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного).

Ст. 15 — дело об отказе должника в уплате долга должно решаться на изводе пред «12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы». Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду».

Ст. 16 — человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного челядина, должен идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.

Ст. 17 — если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдал его, то хозяин холопа обязан заплатить истцу 12 гривен.

Ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копье, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами).. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл.

Пространная редакция включает около 121 статьи. Содержит законодательный запрет кровной мести, упоминает архаическую по происхождению меру наказания за особо тяжкие преступления — поток и разграбление.

Русская Правда отличает убийство неумышленное, «в сваде», то есть во время ссоры, от умышленного — «в обиду», и от убийства «в разбое».

Княжеские штрафы и частные вознаграждения исчислялись в гривнах, кунах, гривнах кун и других денежных единицах.

Пойманного на дворе в ночное время вора можно было убить на месте или вести на княжий суд. 

Если не было свидетелей, обращались к Богу. Истец или ответчик подтверждали свои показания особым образом: шли на роту или обращались к Божьему суду — подвергались испытанию водой или железом. «Идти на роту» означало принести присягу, то есть совершить целование креста или иконы и произнести свои показания. Считалось, что, совершив такую присягу, человек не может лгать, иначе будет обречён на вечные муки в загробной жизни. Если человек выносил испытание водой или железом, считалось, что он делает это с Божьей помощью и его показания верны.

Знать в Русской Правде представлена князем и его старшими дружинниками — боярами. Привилегированное положение имели тиуны, огнищане — высокопоставленные княжеские и боярские слуги, а также княжеский старший конюх.

Основное действующее лицо Русской Правды — муж — свободный мужчина.  

Русин — житель Руси.

Дружинник: гридин — представитель боевой дружины.

Купчина — дружинник, занимавшийся торговлей

Ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом

Мечник — сборщик штрафов

Изгой — человек, потерявший связь с общиной

Словенин — житель словенской, новгородской земли.

Привилегированное положение среди зависимых людей имели княжеские кормильцы, а также княжеские сельские и ратайные старосты (ратать — пахать, пахотный староста).

Смерд — зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.

Холопство могло быть обельным (полным) или закупным. Обель — пожизненный раб. Женский род — роба.

Закуп — свободный человек, взявший купу — кредит, и попавший в зависимость до тех пор, пока не отдаст или не отработает этот долг.

Рядович — лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору.

Вира — плата за смертельную расправу над свободным человеком.

Полувирье — плата за увечья тяжкой степени.

Продажа — штраф за кражу, лёгкие телесные повреждения и другие уголовно наказуемые деяния

Головничество (головщина, головщизна) --  денежный выкуп, выплачивавшийся убийцей (головником) родственникам убитого. Прилагательное "уголовный" имеет смысловую связь с древнерусским словом "голова" в значении "убитый".

Парочка невесёлых курьёзов, случившихся в 2020 году.

Французская Groupe Michelin извинилась за то, что назвала борщ блюдом русской кухни. Об этом заявило посольство Украины во Франции. Так что можно праздновать очередную громкую победу. «Борщ наш!» -- похваляются украинские «патриоты».

Мовный омбудсмен Тарас Креминь потребовал искоренить русский язык жестов и учить глухих на мове.

Оный Тарас анонсировал также штрафы за нарушение мовного законодательства и просил делать доносы. Из этого следует, что доносить можно и устно, и в письменной форме, вероятно, и жестами.

Справка из Википедии:

Тарас Креминь -- поэт, литературовед. Окончил Николаевский педуниверситет, аспирантуру Института литературы им.Т.Шевченко НАН Украины. Кандидат филологических наук, доцент, докторант Переяслав-Хмельницкого педуниверситета им. Г.С.Сковороды. Уполномоченный «по защите украинского языка».

«Защита украинского языка», признаться -- есть борьба против русского. У государства не ладится с темпами этоцида, но оно старается. К примеру, в городах бывшего Юга России, а ныне Юго-Востока Украины, красуются разного рода афиши, реклама, наглядная агитация... Афиша в городе Измаиле:

«Студія дитячого розвитку КINDER

Розвиткові заняття з елементами англійської та української мови

Розвиток акторської майстерності  БЕБІ-фітнес»

Заявление главы МИД Украины о том, что российскую вакцину от коронавируса следует рассматривать в качестве гибридного оружия против Украины читатели «Украинской правды» подняли на смех.

----------

Дабы скрасить неприглядные стороны нашего бытия, предлагаем получить истинное удовольствие, погрузившись в волшебный мир танца и музыки. Светодиодное представление в Омске. «За речкою, за быстрою»:

https://youtu.be/t4EbYOvxkqY

Поздравляем читателей «Дунайской волны с Новым годом!

-----------  

Уважаемые читатели, новые материалы на сайте мы стараемся размещать, примерно, раз в месяц. Сообщайте друзьям своим, оставляйте ссылки на наше независимое издание в социальных сетях, на других интернет-сайтах. Вместе мы -- сила!

Новые музыкальные ролики, не вошедшие в раздел «Музыкальная шкатулка», вы можете отыскать на канале Youtube.com – «Дунайская волна»

https://www.youtube.com/channel/UCvVnq57yoAzFACIA1X3a-2g/videos?shelf_id=0&view=0&sort=dd

2021 год

Музыкальная шкатулка

Библиотека Статьи : История Литература : Главная :
Информационно-культурное электронное издание "Дунайская волна"© 2015  
Эл. почта: dunvolna@mail.ru