Дунайская волна
Главная : Литература : История Статьи : Библиотека
 

СУДЬБА ПАРОХОДА (рассказ)

Суда, как люди: они не плавают, а ходят; они носят имена собственные; их судьбы сродни судьбам людей. Примером судьба теплохода «Белинский»…

Моя первая встреча с «Белинским» состоялась в далёком уже 1969 году.

Тёплым июньским вечером того года небольшая группа школьников в сопровождении учителя прибыла на Вилковский морвокзал. Школьники, а было нас 5 человек, представляли собой команду победителей олимпиад по физике и математике разных школ Килийского района (двое из Вилково, по одному из Килии, Шевченково и Десантного). И направлялись мы в Киев, для
отбора в Республиканскую специализированную физико-математическую школу Киевского государственного университета. В середине 60-х годов такие школы были открыты при ведущих университетах страны. В Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске… Руководителем и тренером нашей районной команды в этой поездке был учитель Вилковской восьмилетней школы Холостенко Пётр Михайлович.

На морвокзале – а он тогда представлял собой двухпалубный дебаркадер, перед ним небольшая площадь с памятником рыбаку -- было многолюдно и шумно. Все ждали прибытия из Измаила пассажирского теплохода «Белинский».

Прибытие и стоянка «Белинского» была для тогдашнего Вилково событием городского масштаба и событием почти праздничным. «Белинский», выполняя рейс Измаил – Одесса, отходил из Измаила в шесть часов вечера и, после захода в Килию, к десяти вечера прибывал в Вилково. Здесь у него стоянка была длительной – два часа.

Посадка вилковских пассажиров с огромными плетёными корзинами (по-местному «баянами»), наполненными яблоками, клубникой, вяленой рыбой, проходила шумно и колоритно, -- дары местных садов и огородов направлялись к одесскому Привозу и Новому рынку. Каждый пассажир старался занять место на палубе для своих «баянов» и место в каюте III класса для себя: поспать, отдохнуть перед предстоящим нелёгким базарным днём.

Вторая, более многочисленная группа вилковчан, попав на теплоход, стремительно направлялась в судовой буфет и ресторан. Целью этой «мужской» группы (в отличие от базарной, в большинстве своём -- женской пассажирской группы) было отведать вожделенного пива, подававшегося на «Белинском». Что подавали к пиву, уже забыто, но вкус чешского «Будвара» помнится многими до сих пор. Пива, тем более чешского, в те времена в других «точках» Вилкова не сыскать было – иногда, редко, завозили разливное «Жигулёвское». А отечественное пиво, будучи не только разливным, но и разведённым, ни в какое сравнение с «Будваром» не шло. Этот «пивной праздник» длился на «Белинском» не долго: на время стоянки, но был он -- три раза в неделю, на все месяцы навигации. С мая по октябрь.

Судовладелец «Белинского» — Советское Дунайское пароходство было в те времена большим транспортным предприятием, с выходом на рынки придунайских и причерноморских стран. Помимо флота, судоремонтных заводов, больниц, школ, баз отдыха и прочей инфраструктуры. Пароходство имело собственное предприятие по снабжению и торговле продуктами – «Торгмортранс», которое закупало продукты, в том числе, за рубежом. Импортные продукты были в дефиците в СССР и часто-густо не ведомы рядовому советскому человеку. В числе прочих и чешское пиво, поставлявшееся «Торгмортрансом» на пассажирский флот пароходства.

В полночь «Белинский» отчаливал из Вилково – спускался по Очаковскому рукаву Дуная -- через судоходный канал «Прорва» выходил в море. Курс держал на Одессу. Данную пассажирскую линию теплоход начал обслуживать в навигацию 1956 года. 27 апреля того года -- вышел он в первый свой рейс на линии Измаил – Одесса – Николаев.

Это был новый теплоход, построенный в 1955 году в Восточной Германии, на судостроительном заводе «Варновверф», в городе Варнемюнде. В середине 50-х годов Советское Дунайское пароходство развивалось, нарастали объёмы пассажирских перевозок, а существовавший маломощный трофейный и восстановленный после войны флот пароходства уже не справлялся с растущими объёмами. И СДП заказывало новые суда.

В те времена СССР имел уже мощную судостроительную индустрию. Только в одной Украине работали крупные центры судостроения: в Николаеве, Херсоне, Феодосии, Киеве. Кроме того, заказы на строительство гражданского флота для нашей страны советское правительство размещало в странах социалистического лагеря. Для верфей Румынии, Восточной Германии (ГДР), Венгрии, Чехословакии советские заказы в те времена были основными.

Завод «Варновверф» получил заказ от Министерства речного флота СССР на строительство серии пассажирских судов типа «Байкал» в количестве 15 единиц. Это были суда речного типа, с ограниченным прибрежным морским районом плавания, причём корпус судна имел ледовое усиление. Такие суда предназначались для эксплуатации в районе больших сибирских рек, где обычное «сухопутное передвижение» было затруднено или отсутствовало вообще, а работа в ледовых условиях (начало и конец навигации) было делом обычным.

Немцы строили хорошо – теплоходы типа «Байкал» сделаны были добротно, надёжно и красиво, В отделке пассажирских салонов и кают широко использовались ценные виды древесины – карельская берёза, морёный дуб, а также бронза, никель, мозаичное стекло и другие элементы настоящего «морского декора». Суда этого типа имели водоизмещение в 770 тонн, длину — 65 метров, ширину — 17, высоту — 12, осадку – 2,2 метра. Два главных 6-ти цилиндровых дизеля мощностью по 400 л.с. позволяли развивать скорость до 12 узлов.

Штатный экипаж состоял из 40 человек. 28 -- судовая команда, 12 -- пассажирская служба. Теплоход двухпалубный, с каютами на 1,2,4,6 и 8 человек. Всего судно могло одновременно принять 230 пассажиров. На средней палубе было оборудовано 15 кают I класса (на одного и двух пассажиров). Здесь также располагался ресторан на 27 мест и музыкальный салон. На главной палубе располагались 23 каюты II класса (на 2-х и 4-х пассажиров), буфет и пассажирский салон. В трюмной части теплохода было оборудовано 5 кают III класса на 6 и 8 человек — наподобие общего вагона. Для попутных грузов, в том числе, почтовых назначений – имелся огромный грузовой трюм на 30 тонн, а на палубах можно было разместить до 70 тонн «палубных» грузов.

Первоначально все 15 речных теплоходов этого типа носили названия больших озёр СССР: «Байкал», «Иссык-Куль», «Балхаш», «Онега», «Севан», «Ладога», и имена выдающихся русских литераторов: «Короленко», «Радищев», «Белинский», «Чернышевский», «Сергеев-Ценский», «Мамин-Сибиряк». Присутствовал также обязательный «Ленинский Комсомол».

Девятым в этой серии стал теплоход «Белинский». Он намечался, как и большинство его «собратьев», к работе в Камском речном пароходстве. Однако на Дунае к тому времени «оголилась» пассажирская линия река – море, на которой долгое время работал старый, 1890 года постройки, колёсный пароход «Киев», поэтому «Белинский» распределили в Измаил.

После приёмки судна комиссией пароходства у стенки судостроительного завода, было принято решение перегонять его на Дунай не через Балтику и дальше реками СССР, как практиковалось тогда, а вокруг Европы – через Северное море, Ла-Манш, Атлантический океан, Средиземное и Черные моря. Дунайский перегонный экипаж успешно справился с таким непростым заданием, -- теплоход речного класса с ограничениями плавания по морю успешно преодолел 4 тысячи морских миль. И осенью 1955 года «Белинский» прибыл в порт базирования – Измаил.

В пассажирскую навигацию-1956 новый теплоход обслуживал дунай-морскую линию, соединявшую Измаил с Николаевым. Через Одессу. Навигация длилась с 15 апреля по 15 октября. Как вспоминают очевидцы, первый заход в Одессу не обошёлся без курьёза. Судно приняли не на пассажирском, а на грузовом районе — лагом к барже, с которой выгружали цемент. Пассажиры вынуждены были перелезать через леера и пробегать под пылящими цементом грейферами…

А с 1957 года из-за небольшого «николаевского» пассажиропотока, судно стало работать на линии Измаил – Килия – Вилково – Одесса. Из Измаила «Белинский» отходил в 18.00, из Килии – в 21.00, из Вилково – в 24.00. Далее -- ночной переход морем и уже к 7.00 следующего дня теплоход приходил в Одессу. В тот же день, в 23.00, судно отправлялось в обратный рейс — на Измаил. Цены билетов для пассажиров были вполне доступными: в каюте І класса стоимость проезда от Вилково до Одессы составляла 5 рублей 30 копеек, а в каюте III класса – 1 рубль 90 копеек. Низкие (социальные) цены делали пассажирские перевозки нерентабельными и пароходство дотировало убытки из других источников. Таковы были обычаи планово-социалистической экономики, и при её развале в 90-х годах пароходство, переименованное в Украинское дунайское, сократило пассажирские перевозки – как экономически нецелесообразные, в конечном итоге, сведя их к нулю.

На указанной выше пассажирской линии «Белинский» отработал 22 года. И пятнадцать лет из этих двух десятков командовал им -- прославленный морской капитан Владимир Николаевич Поперечный.
Капитан Поперечный принял «Белинский» уже в почтенном возрасте – ему исполнилось шестьдесят два, из которых сорок два года отданы были морю. Одессит. Начинал морскую карьеру в царское время «камбузным мальчиком» на пароходе «Николай». Тогда ему было 15. Далее -- матрос на знаменитом пароходе «Император Пётр Великий». В советское время с 1923-го — штурман, а потом и капитан в Черноморском пароходстве. Владимир Николаевич побывал в портах Турции, Египта, Англии, Германии, Индии. В войну был капитаном грузового судна «Пестель». В сорок четвёртом переведён был в только что организованное Дунайское пароходство, прошёл по всему Дунаю. В 1948 –1950 годах -- капитан Килийского морского порта. В начале пятидесятых работал капитаном на линии Одесса -- Лондон.

«Белинскому» повезло с капитаном. Как вспоминают сослуживцы, Поперечный был всегда подтянут, аккуратен, неизменно вежлив и тактичен с подчинёнными. Пассажиры отмечали порядок, чистоту на судне, прекрасное обслуживание, какую-то особую атмосферу уважения к человеку, ступившего на борт.

Владимир Николаевич, очередную проверку знаний в пароходстве, в 1968 году, в возрасте 73 лет – прошёл успешно. И учил других. Стажировку у Поперечного прошли ставшие известными капитаны Черноморского и Дунайского пароходств – Сорока, Готетидзе, Письменный, Столбовский и многие другие. И для своих учеников он был эталоном флотского офицера.

Как вспоминал Столбовский, капитан Измаильского порта, Поперечный великолепно разбирался в морском деле, был начитан, рисовал и писал картины маслом. В начале 70-х в Москве была устроена персональная выставка работ Поперечного – художника. И во всём наставлял молодых. «Выпивка – это хорошее дело, -- говаривал Поперечный, — но его не надо форсировать. Лучше растянуть это удовольствие на всю жизнь». Известный писатель-маринист Иван Гайдаенко в свое время писал: «В.Н. Поперечный – капитан – миллионер: на его счету более миллиона пройденных миль, очень и очень многие капитаны гордятся тем, что просто знали его».

Под командой Поперечного экипаж «Белинского» стал образцовым в Дунайском пароходстве, занимал первые места в бассейновых и Всесоюзных соцсоревнованиях, носил звание экипажа коммунистического труда...

К концу 70-х годов технический прогресс «брал своё». В 1978 году на линию Измаил — Одесса вышли новые суда, скоростные, на подводных крыльях -- «Кометы». Расстояние морем в 120 км от Вилково до Одессы «Комета» проходила за три часа. Романтика неспешных ночных плаваний на «Белинском» до Одессы заканчивалась.

В 1980 году «Белинский» ремонтировался на Измаильском судоремонтном заводе. Из 230-ти пассажирских мест стало 115. Далее работа на туристической линии Измаил – Белград. Ограничения по габаритам не позволяли судну подниматься выше по Дунаю – до Венгрии, Австрии, а туристический поток на Югославию был незначителен. И через год эта линия была закрыта. «Белинский», в ожидании своей дальнейшей судьбы, отстаивался в Измаиле. Техническое состояние судна было прекрасным, но «дунайская история» его закончилась...

В марте 1983-го судно приобретает Киевское производственное объединение «Октава» и перегоняет на Днепр.

Научно-производственное объединение «Октава», при всей «милозвучности» своего названия, было «почтовым ящиком» — закрытым предприятием оборонного комплекса, специализирующимся на выпуске зенитно-ракетных комплексов, радиолокационных станций, других видов радиоэлектронного вооружения. Помимо военной продукции выпускались и товары народнохозяйственного назначения: медицинская аппаратура, счётчики газа, вакуумные камеры, комплектующие для ЭВМ (тогдашние компьютеры). Штат объединения был большой и его работникам предоставлялся хороший «социальный пакет». «Белинский» стал служить в качестве плавучего дома отдыха для сотрудников «Октавы» и совершал рейсы по Днепру. От Киева до Скадовска. Иногда выходил в Чёрное море, посещал Крым. Так было до 1994 года. В дальнейшем -- до 1998 года -- совершал лишь летние трёхдневные рейсы «отдыха» на линии Киев – Канев; иногда его фрахтовали на корпоративные мероприятия.

Судно базировалось в Оболонском заливе Днепра. К концу 90-х на Оболони и её набережной началось строительство элитных домов, облагораживание прилегающей территории. К этому времени «Белинский» уже не работал. Как вспоминал один из членов экипажа, «…с 1999 года мы уже не выходили в рейсы, так как прекратилось финансирование, теплоход вместе с экипажем бродил из рук в руки». В мае 2001 года новым местом стоянки стала гавань Рыбальского полуострова; там «Белинский» простоял ещё пару лет, пока его не выкупили россияне.

Середина ноября 2004-го. Переход: Киевский судоремонтный завод – Херсон. Полная смена экипажа. Далее Чёрное и Азовское моря -- Дон, Волго-Донской канал – Волга. В декабре теплоход прибыл в Нижний Новгород. Московская туристическая компания «Агидель-круиз», которая приобрела «Белинский», была небольшим частным предприятием.

На 48-м году жизни началась «российская история» теплохода. С 2005 по 2012 год -- круизная линия. Рейсы были неспешные, туристы, как правило -- семейные люди, с детьми. По Москва-реке, Волге и Беломорканалу выходили в Ладожское озеро – далее Валаам, Кижи, Соловки. Круиз заканчивался в Санкт-Петербурге. Обратный рейс – через Ладожское озеро на Москву.

В 2012 году «Адигель-круиз», будучи семейным предприятием, после того как супруги расстались -- разделила и своё имущество. «Белинский» был продан питерской турфирме «Латти».

Новые судовладельцы обновили старенький пароход. После реконструкции у него стало 83 комфортабельных места, поменялось название. «Белинский» стал «Шлиссельбургом» -- «…в ознаменование 310-летия города Шлиссельбург». Шлиссельбург – «крепость-орешек», небольшой город с населением 14 тыс. жителей, располагается на левом берегу Невы -- у её истока из Ладожского озера, в 50-ти километрах от Санкт-Петербурга. Повод переименования старого «Белинского» — наличие нового «Виссариона Белинского». Этот комфортабельный четырёхпалубный теплоход-красавец с 2009 года тоже работает на популярной туристической линии Санкт-Петербург -- Валаам -- Кижи...

Но и в наше время «Белинский» жив. В сезон 2015 туркомпания «Латти» предоставляла на «Шлиссельбурге» круизы на Соловки. Дунайская легенда -- теплоход «Белинский» -- пережил своих знаменитых на Дунае собратьев, каковыми являлись пассажирские теплоходы «Осетия», «Колхида», многочисленные «Кометы», «Метеоры», «Ракеты», и продолжает свою корабельную службу.

А память снова возвращает автора на борт «Белинского» начала семидесятых… После шумной стоянки в Вилково теплоход выходит в тихое ночное море, направляясь в Одессу. Мерная работа судовых двигателей, серебряная лунная дорожка в кильватерной струе, уютный ресторанчик на второй палубе, приглушённый свет, свежесть моря и чуть шампанского от «Тормортранса»… И уже не ученик, а студент столичного университета со своей любимой вилковчанкой, студенткой мединститута… И казалось лучшего места в мире нет…

Впереди был рассвет в море, впереди была целая жизнь.

И на волнах благодарной памяти продолжает своё плавание незабвенный «Белинский».

Василий Прокопенко, 2016 год

tgavan.com.ua/sudba-parohoda/ (С некоторыми сокращениями)

-----------

Некролог: 

После продолжительной болезни на 80-ом году жизни скончался ветеран Русского движения на Измаильщине Жуков Владимир Алексеевич. Он был хорошим и верным товарищем, борцом за утверждение в обществе идей справедливости, равноправия, будучи Православным, чтил нормы христианской морали. Выражаем свои глубокие и искренние соболезнования родным и близким покойного

Друзья и соратники.

---------- 

Уважаемые читатели, новые материалы на сайте мы стараемся размещать, примерно, раз в месяц.

Музыкальные ролики, не вошедшие в раздел «Музыкальная шкатулка», вы можете отыскать на канале Youtube.com – «Дунайская волна» 

https://www.youtube.com/channel/UCvVnq57yoAzFACIA1X3a-2g/videos?shelf_id=0&view=0&sort=dd

2020 год

Музыкальная шкатулка

Библиотека Статьи : История Литература : Главная :
Информационно-культурное электронное издание "Дунайская волна"© 2015  
Эл. почта: dunvolna@mail.ru