МОЩНЕЙШИЙ ВЗРЫВ В КАНАДЕ, СТЕПАН МАЛЫЙ, ТРОЦКИЙ И НАЦИ
Мощнейший взрыв в Галифаксе
Выдержки из книги Льва Скрягина «Как пароход погубил город», 1990 года издания. Книга представляет собой сборник научно-популярных очерков о крупнейших в истории мирового судоходства катастрофах за последние два столетия.
Несмотря на звучное название - "Монблан", -- это был ничем не примечательный грузовой пароход: клёпаное судно трёхостровного типа с четырьмя трюмами, деревянным ходовым мостиком, высокой тонкой трубой, двумя мачтами, вооружёнными стрелами. Его построил какой-то небогатый судовладелец в 1899 г. Регистровый тоннаж "Монблана" составлял 3121 т, длина -- 97,5 м, ширина -- 13,6 м, осадка -- 4,6 м.
Когда началась Первая мировая война, "Монблан" купила французская судоходная фирма. Владельцы кое-как подлатали старые, изъеденные солью ржавые борта парохода, установили на его баке четырёхдюймовую пушку и покрасили судно в шаровый цвет. "Монблан" стал вспомогательным транспортом военно-морского флота Франции.
Вечером 5 декабря 1917 г. "Монблан" под командованием капитана Айма Ле Медэка прибыл из Нью-Йорка на внешний рейд Галифакса. С охранявшей рейд канонерской лодки азбукой Морзе просигналили пароходу приказ отдать якорь и принять на борт офицера связи.
Тем же вечером, в 6 милях от "Монблана" в гавани Галифакса стоял с грузом, готовый к выходу в море норвежский грузовой пароход "Имо". Он был немного больше и длиннее "Монблана".
Норвежский капитан не успел вывести свой пароход из гавани, потому что баржа с углём подошла к его борту с опозданием на 3 часа, когда над заливом опустились сумерки и ворота бонового противолодочного заграждения бухты были уже закрыты. Разгневанный норвежец проклинал нерасторопность канадцев и чертыхался у себя в каюте.
Итак, наступило утро 6 декабря, оставшееся в памяти жителей Канады как дата величайшей трагедии. Оно выдалось на редкость ясным, но морозным. Галифакс просыпался, начиная свой трудовой день военного времени. С 7 часов утра третий помощник капитана "Монблана" наблюдал в бинокль за канлодкой в ожидании дополнительных приказов военных властей. Вскоре с её борта яркие вспышки фонаря Морзе сообщили: "Монблан, Монблан. Монблан. Поднимите на фалах ваш номер и следуйте в гавань Бедфорд, где получите дальнейшие указания".
Когда из машины сообщили о готовности, лоцман дал команду: "Средний вперёд!", звякнули звонки машинного телеграфа и "Монблан" двинулся по фарватеру в гавань Бедфорд.
Примерно в это же время в гавани разводил пары "Имо". Он снялся с якоря в 8 часов 10 минут.
Лоцман "Монблана" Френсис Маккей вывел судно в восточные ворота сетевого заграждения гавани, которое шло от острова Джордж. Видимость была отличной. До гавани Бедфорд остался самый лёгкий отрезок пути. "Монблан" прошёл в полкабельтова от стоявшего на фарватере английского корабля "Хайфлайер". Капитан Ле Медэк первый, как этого требовал обычай, отсалютовал ему флагом. В начале войны этот корабль потопил немецкий вспомогательный крейсер "Кайзер Вильгельм дер Гроссе".
До встречного "Имо" было примерно три четверти мили. "Имо" шёл курсом на пересечение. С французского парохода ясно видели правый борт норвежца. "Кажется, этот дурень намеревается пересечь нам курс, -- проворчал Маккей. -- Какого дьявола он не идёт на свою сторону фарватера, лучше дать ему гудок". Капитан кивнул головой. "Монблан" дал один короткий гудок, означающий, что судно меняет курс вправо. В целях предосторожности Маккей хотел ещё больше отвести пароход вправо и передал вниз телеграфом снизить скорость до минимума. Не успел ещё стихнуть звук гудка "Монблана", как "Имо", перебивая его, в нарушение всех правил, дал два коротких гудка, которые означали: "Я изменяю свой курс влево".
Лоцман и капитан "Монблана" были убеждены, что встречное судно возьмёт вправо и приблизится к средней линии фарватера в соответствии с требованием Правил. Теперь же на "Монблан", который был в 40 м от набережной Дартмута, буквально лезло встречное судно. "Монблан" стал поворачивать вправо, а "Имо" -- влево. Суда быстро сближались...
У капитана Ле Медэка теперь остался один выход, чтобы избежать столкновения, -- отвернуть влево и пропустить "Имо" по правому борту. Расстояние между пароходами составляло уже каких-нибудь 50 м. Маккей схватился за шнур и дал два коротких гудка. Одновременно капитан крикнул рулевому: "Лево на борт!" Хотя машина была остановлена, судно продолжало двигаться по инерции и послушалось руля. "Монблан" медленно отвернул от берега, и оба парохода оказались идущими параллельно друг другу правыми бортами на расстоянии 15 м. Казалось, опасность столкновения миновала.
Но тут произошло непредвиденное. Как только "Монблан" отвернул влево и стал расходиться с норвежцем правым бортом, "Имо" дал три коротких гудка, давая понять, что его машина пущена на задний ход. "Монблан" сделал то же самое: дал реверс на задний ход и три коротких гудка. Но руль "Имо" оставался положенным на левый борт, что при работающей задним ходом машине отвело его нос вправо -- в борт "Монблана". Пытаясь избежать удара, Ле Медэк положил руль так, чтобы отвести нос своего судна влево. Через несколько секунд нос норвежца ударил в правый борт "Монблана" в районе первого трюма. Те, кто находились па мостике "Монблана" в момент удара, от ужаса застыли на месте. Их лица были белы, глаза широко раскрыты. Только экипаж "Монблана", лоцман Маккей и командование морского штаба в Галифаксе знали о той секретной партии груза, которая была на борту французского парохода.
Ещё каких-нибудь пять-шесть часов назад Ле Медэк и лоцман Маккей сидели в капитанской каюте, пили кофе и мирно беседовали. "Я очень сожалею, дорогой мой лоцман, что не могу вам предложить бутылку "Мартеля". Сами понимаете, по законам военного времени спиртные напитки запрещены на наших судах". "О, не беспокойтесь, капитан, -- отвечал лоцман, -- ерунда, у вас отличный кофе".
Капитан рассказывал: "Так вот, господин Маккей, 25 ноября, когда я привёл "Монблан" в Нью-Йорк и поставил его к причалу, американские военные власти приказали мне пропустить на судно партию плотников. День и ночь они обшивали трюмы толстыми досками. Ни одного железного гвоздя -- все медные! А через час в конторе агент фирмы сказал мне: "Боюсь, капитан, что это взрывчатка… ". Через два дня они начали нас грузить. Работали медленно и очень осторожно. Их ботинки были обёрнуты материей. Мне приказали погасить топки котлов, а у команды отобрали спички, трубки и сигареты. Курить разрешалось только на берегу".
Капитан продолжал: "В четырёх трюмах у нас находятся бочки с жидкой и сухой пикриновой кислотой. Разрушительная сила этой штуки гораздо выше, чем ТНТ".
Фрэнсис Маккей, шотландец по происхождению, проработавший лоцманом 24 года и не имевший ни одной аварии, слушал капитана с большим вниманием. Время от времени ему становилось жутко. Ни разу он ещё не проводил суда с таким адским грузом.
-- Твиндеки третьего и четвёртого трюмов забиты бочками и железными ящиками тринитротолуола, рядом уложены ящики с пороховым хлопком... Мы уже готовы были выйти в море, когда из Франции в Нью-Йорк пришла телеграмма. В ней говорилось о дополнительной партии груза, которую во что бы то ни стало должен принять "Монблан".
Ле Медэк показал руками в сторону носа и кормы.
-- Вы заметили у меня на палубе четыре ряда железных бочек -- это бензол -- новый супергазолин для броневиков и танков. Впрочем, вот коносамент.
Слегка дрожащей рукой лоцман взял несколько листов с машинописным текстом: "2300 тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тринитротолуола, 35 тонн бензола, 10 тонн порохового хлопка… Порт назначения -- Бордо".
-- Как видите, дорогой лоцман, мы набиты взрывчаткой! Но это не всё, -- продолжал Ле Медэк. -- Второй удар меня ждал в кабинете начальника Управления британского военно-морского флота в Нью-Йорке. Там мне сообщили, что "Монблан" не войдет в состав конвоя, комплектующегося в гавани, поскольку скорость хода нашего судна недостаточна. Мне приказали следовать в Галифакс, отдать якорь в гавани Бэдфорд и ждать здесь формирования другого английского конвоя. "Монблан" войдёт в его состав, если, опять-таки, его скорость не будет конвою помехой. В противном случае придётся следовать в одиночку.
Ле Медэк пожелал лоцману спокойной ночи, поднялся с мягкого кресла, давая понять шотландцу, что беседа окончена. В отведённой ему каюте Маккей до утра не сомкнул глаз.
Когда суда столкнулись, форштевень "Имо", разворотив борт, вошёл на 3 м вглубь трюма. От удара несколько бочек, закреплённых на носовой палубе в четыре яруса, оказались вскрытыми. Их содержимое потекло на палубу и оттуда сквозь зиявшую пробоину на твиндек, где была уложена пикриновая кислота. Машина "Имо" уже почти минуту работала на задний ход, и нос норвежца со скрежетом и снопом искр от трения металла выдернулся из пробоины. Разлившийся бензол вспыхнул, бак "Монблана" охватило пламя. Каждое мгновение мог произойти взрыв адского груза.
Над баком парохода поднялся столб черного дыма высотой 100 м. Зловещие языки пламени в утреннем рассвете то и дело меняли свой цвет: из оранжевых они становились синими и голубыми, потом снова оранжевыми, исчезая в клубах чёрного дыма. Гигантский костёр разрастался с каждой минутой. От нагрева взрывались железные бочки с бензолом, кусочки раскалённого металла дождём осыпали палубу. Погасить огонь ручными огнетушителями команда не смогла. Единственное место на носовой палубе для подключения пожарных рукавов к гидрантам находилось впереди первого трюма, но путь туда был отрезан огненной завесой. Нельзя было отдать и якорь.
"Открыть кингстоны! Затопить судно!" -- пронеслась в голове капитана мысль. Но хорошо зная свой старый потрёпанный пароход, он тут же представил себе насквозь проржавевшие клапаны приёма забортной воды и понял, что даже с помощью кувалды их смогут открыть только минут через пятнадцать, а на затопление двух носовых трюмов ушло бы минут сорок. Видя, что пожар не погасить, матросы и кочегары "Монблана", сбивая друг друга с ног, бросились на верхнюю палубу спардека и начали спускать на воду шлюпки.
Капитан Ле Медэк, едва сдерживая дрожь в ногах, повернулся к вахтенному штурману, чтобы дать приказ спустить шлюпки и оставить судно. В эту минуту лоцман сказал: "Немедленно дайте в машину команду сообщить пароходу самый полный вперед!" Маккей понимал, что это единственный шанс предотвратить или, в крайнем случае, замедлить на несколько минут катастрофу. Лоцман рассчитывал, что при полном ходе судна вода устремится в пробитый борт и зальёт взрывчатку.
Капитан отдал команду: "Покинуть судно!" Но и без его приказа обе шлюпки с сидевшей в них командой уже стояли у бортов под шторм-трапами. Лоцману не оставалось ничего другого, как последовать за капитаном. Матросы с диким неистовством навалились на вёсла, и шлюпки устремились к берегу Дартмута.
Брошенный на произвол судьбы "Монблан" стал дрейфовать к пирсам Ричмонда.
На набережных города по обеим сторонам пролива собрались толпы народа. Сотни людей выглядывали из окон домов, с крыш домов. Ведь пароходы горят не так уж часто!
С крейсера "Хайфлайер" видели, что команда покинула горящее судно, и послали к "Монблану" вельбот. Командир крейсера рассчитывал закрепить на корме парохода буксир и оттащить горевшее судно, чтобы оно не подожгло пирс. Об опасности, которую представлял "Монблан", на крейсере не знали. Но было уже поздно: пароход носом навалился на деревянный пирс № 6 и поджёг стоящий на его краю склад.
О дьявольском грузе "Монблана" в Галифаксе знали только три человека: контр-адмирал Чандарс, старший офицер штаба Вайятт и старший офицер связи капитан-лейтенант Мюррей. В момент столкновения пароходов последний находился на буксире "Хилфорт". Увидя, что "Монблан" загорелся, он дал буксиру самый полный ход и направил его к ближайшему пирсу. Спрыгнув на берег, капитан-лейтенант побежал в диспетчерскую. На ходу он остановил какого-то матроса и приказал ему объявить, чтобы все бежали из порта.
"Бегите, бегите все! Бегите прочь! Это дьявольское судно загружено взрывчаткой, оно сейчас взорвётся!" -- кричал матрос.
Команда вельбота с крейсера "Хайфлайер", по-прежнему ничего не зная об опасности, уже закрепила трос на корме "Монблана" и передала его конец на буксирный пароход. Еще каких-нибудь полчаса, и судьба Галифакса сложилась бы по-иному. Его жители просто услышали бы со стороны океана звук сильного взрыва.
Но всё обернулось иначе: "Монблан" взорвался в тот момент, когда буксир начал оттаскивать его в море. Часы на башне ратуши показывали 9 часов 6 минут утра.
Большинство специалистов-пиротехников сходится во мнении, что до появления атомной бомбы взрыв в Галифаксе, является самым сильным, который когда-либо знало человечество. Он обернулся для Галифакса подлинной катастрофой.
Смертельный груз "Монблана" детонировал почти мгновенно. Пароход разлетелся на сотни тысяч кусков.
Взрывная волна была направлена по всей картушке компаса. О силе этой волны можно судить хотя бы по следующим фактам. Стальной кусок шпангоута "Монблана" весом около 100 кг нашли в лесу в 12 милях от города. Веретено станового якоря, которое весило около полутонны, перелетело через пролив Норт-Арм и упало в лесу в 2 милях от места взрыва. Четырехдюймовую пушку, которая стояла на баке "Монблана", нашли с расплавленным наполовину стволом на дне озера Албро, расположенного в миле за Дартмутом.
Все каменные здания, не говоря уже о деревянных домах, стоявшие по обоим берегам пролива Нарроус, в Дартмуте и Ричмонде, почти полностью оказались снесёнными. На всех домах, которые находились на расстоянии 500 м, были сорваны крыши. Телеграфные столбы переломились, словно спички, сотни деревьев вывернуло с корнем, мосты обрушились, рухнули водонапорные башни, заводские кирпичные трубы.
Особенно пострадал Ричмонд -- северный район Галифакса. Там рухнуло здание протестантского приюта сирот, похоронив заживо под каменными обломками и без того несчастных его обитателей. Было разрушено три школы: из 500 учеников в живых осталось только 11. Больше всего жертв оказалось в местах скопления людей -- на заводах, фабриках, в конторах.
Почти никто не уцелел на текстильной фабрике, а в цехе литейного завода, что стоял недалеко от пирса № 6, из 75 человек спаслось, получив тяжелые ранения, всего 6. Погибло несколько сот рабочих, собравшихся на крыше сахарного завода "Акадиа".
Кроме крупных зданий -- заводов, фабрик, церквей, складов, взрыв полностью разрушил 1600 и сильно повредил 1200 жилых домов. Едва ли можно было найти тогда в городе целое оконное стекло. От действия взрывной волны вылетели окна даже в городе Труро, расположенном в 30 милях от Галифакса.
В течение нескольких минут после взрыва оба берега пролива Нарроус были окутаны чёрным дымом и пылью. На город падали не только куски взорвавшегося парохода, но и огромные обломки скал со дна пролива, камни и кирпичи домов. Из стоявших в гавани судов погибла дюжина крупных транспортов, а десятки пароходов и военных кораблей получили сильные повреждения. Ошвартованный у пирса № 8 большой новый пароход "Курака" оказался полузатопленным и выброшенным на другой берег пролива. Из 45 членов его экипажа в живых осталось только 8. Стоявший под его прикрытием по отношению к "Монблану" транспорт "Калони" потерял спардек, трубу и мачты. На крейсере "Хайфлайер" взрывной волной разворотило бронированный борт, снесло рубки, трубы, мачты и все баркасы. Более 20 человек из команды крейсера были убиты и более 100 человек ранены. Крейсер "Найоб" водоизмещением 11000 т выбросило на берег словно щепку. Стоявший в сухом доке норвежский пароход "Ховланд" был почти полностью разрушен.
Когда взрывная волна утратила свою силу, в проливе образовалась придонная волна высотой около 5 м. Она сорвала с якорей и бочек десятки судов. Ею был подхвачен и "Имо". Со снесённым частично спардеком, без трубы и с погнутыми мачтами, он был выброшен на берег. Погибли капитан Фром, лоцман Хэйс и пять матросов.
Берега Ричмонда и Дартмута на протяжении мили были сплошь завалены буксирами, баржами, шхунами, катерами и лодками.
В воде плавала масса обломков и трупов -- людей и лошадей.
На загромождённые обломками улицы города упала искрящаяся паутина проводов. Из-за развалившихся угольных печей и плит повсюду начались пожары. Произошла удивительная вещь -- в округе в радиусе 60 миль от взрывной волны зазвонили колокола. Их звон стал панихидой по погибшему городу.
Жители вначале не знали, что произошло. По городу прошёл слух, что взрыв был результатом действий немецких диверсантов, высадившихся с подводных лодок. Поговаривали о налёте вражеских дирижаблей.
По официальным данным канадской и американской печати, в городе было убито 1963 человека, более 2 тысяч пропало без вести, раненых насчитывалось около 9 тысяч человек, 500 лишились зрения от разлетевшихся в окнах стёкол, 25 тысяч остались без крова. Фактически число жертв было значительно больше. Одна канадская газета того времени сообщает: "Только фирма галифакского гробовщика Мак-Гилливрея изготовила 3200 могильных надгробных надписей за три дня". С рассветом 7 декабря в Галифаксе ударили морозы и начался снежный буран, а через сутки со стороны Атлантики на город налетел шторм, один из самых сильных за последние 20 лет.
Спасение раненых и заваленных рухнувшими зданиями началось почти сразу же после взрыва. Командование флотом выделило несколько особых отрядов для проведения спасательных работ. Уцелевшие здания были превращены во временные госпитали и морги.
Снежный буран затруднял работу спасательных партий, развалины заносило снегом, и вытащить из-под обломков удалось не всех. Пожары бушевали в городе несколько дней. Первые дни отмечались случаи грабежей и мародёрства, злодеи грабили трупы, забирались в брошенные лавки и склады.
Снежный буран сменился через день оттепелью с дождём. Люди утопали по колено в грязи немощеных улиц города.
Когда мир узнал о катастрофе, в Галифакс направили помощь: из Бостона прибыл специальный железнодорожный состав с медикаментами и продуктами, потом ещё один состав, оборудованный под госпиталь, с ним приехали 30 врачей-хирургов, окулистов и 100 сестер милосердия. Из Нью-Йорка доставили 10000 тёплых одеял, медикаменты, продукты. Потом в Галифакс стали прибывать пароходы с грузом одежды, стройматериалов, цемента, гвоздей.
Во многих странах мира проводился сбор пожертвований в пользу жителей разрушенного города. В итоге Галифакс получил 30 млн. долларов. Но чтобы полностью залечить свои тяжелые раны, городу потребовалось несколько лет.
Ещё не успели в городе затушить все пожары, ещё не были извлечены из-под обломков зданий все трупы, как население Галифакса потребовало у губернатора выдать им виновников катастрофы.
13 декабря 1917 г. в уцелевшем здании городского суда началось расследование причин катастрофы. Вначале допросили капитана взорвавшегося парохода. Напомним, что команда "Монблана" высадилась в одной миле от горевшего судна на побережье Дартмута и залегла в лесу. С норвежской стороны показания давал старший штурман (капитан и лоцман "Имо" были убиты при взрыве).
У Ле Медэка не было почти никаких шансов выиграть дело по той причине, что он был капитаном французского судна, а в то время в Канаде очень не любили французов. Это объясняется одним политическим конфликтом в самом начале войны. Многие канадские французы, особенно из провинции Квебек, не хотели воевать на стороне Англии. В провинции Квебек по этому поводу были даже волнения. Слова "французский канадец" в те дни звучали как "изменник". Для жителей Галифакса было более чем достаточно, что судно, погубившее их город, носило трёхцветный флаг.
Суд проходил в обстановке шпиономании. В каждом действии и маневре французских и норвежских моряков судьи пытались найти злой умысел. Лоцмана Маккея пытались чуть ли не силой заставить отречься от показаний. Была сделана попытка уличить его в пьянстве. Но местный шериф отрицал это, а председатель лоцманской ассоциации Канады заявил, что Фрэнсис Маккей является одним из лучших лоцманов ассоциации.
По поводу красного флага на мачте "Монблана" мнения судей разошлись. Большинство считало, что в условиях военного времени этот флаг был бы равносилен самоубийству: дать знать немецким агентам о грузе.
4 февраля 1918 г. верховный судья Канады Драйздейл объявил решение суда. В тринадцати пространных пунктах вся вина была возложена на капитана "Монблана" и его лоцмана. В постановлении говорилось, что они нарушили Правила предупреждения столкновения судов в море. Суд требовал уголовного наказания для лоцмана, рекомендовал французским властям лишить капитана Ле Медэка судоводительских прав и осудить его по законам его страны.
Ле Медэк, Маккей и капитан третьего ранга Виятт, которого обвинили в том, что он поздно предупредил жителей города о возможном взрыве, были арестованы.
В марте 1918 г. дело снова слушалось в Верховном суде Канады. Через год он и лоцман Маккей были освобождены и обоим вернули судоводительские права.
В начале 1918 г. злополучный пароход "Имо" был снят с мели и отбуксирован в Нью-Йорк на ремонт. Потом его переименовали в "Гивернорен". В 1921 г. во время рейса из Норвегии в Антарктику он выскочил на камни и погиб.
Капитан Ле Медэк служил в фирме "Компании женераль трансатлантик" до 1922 г. В 1931 г. французское правительство, в связи с уходом на пенсию наградило его орденом Почётного легиона.
----------
Троцкий в Галифаксе
В конце марта 1917 года один из вождей мирового пролетариата Троцкий Л.Б. с семьёй и несколькими другими русскими эмигрантами отправился на пароходе из Нью-Йорка в Европу.
Троцкого провожали несколько сотен человек. На борт судна занесли его на плечах восторженные друзья и сторонники. Провожаемый спешил в Петроград, ведь в России царя свергли!
3 апреля означенный пароход, перед тем как пересечь Атлантику, зашёл в канадский порт Галифакс, пребывавший в то время во владении Британской короны.
Производился пограничный контроль, намечалась посадка новых пассажиров, а русских путешественников портовые власти вдруг стали допрашивать... О политических взглядах, о планах действий по возвращении на родину. Лев Давидович счёл для себя унизительным отвечать на подобные вопросы.
По мнению британцев, русские социалисты торопились в Россию для организации революции против нынешнего российского правительства, которое являлось союзником Великобритании в Первой мировой войне. В печатных изданиях того времени проскакивали голословные обвинения Троцкого в получении им «немецких денег» на революцию...
Формальный повод для задержания Троцкий сам учинил -- своим надменным поведением. Прибывший на борт парохода британский «адмирал», в сопровождении офицеров и матросов с крейсера «Девоншир» потребовал от шестерых «русских» покинуть судно для установления личности и намерений. Троцкий отказался выполнять распоряжение, в результате чего «театрально и торжественно», был вынесен британскими матросами на руках. Одиннадцатилетний сын Троцкого подбежал к одному из офицеров и ударил его, после чего обратился к отцу с вопросом: «Ударить его ещё, папа?».
Британский офицер, вероятно М. Джонс, так описал обстоятельства ареста будущего главы Красной армии:
(Троцкий) сопротивлялся… Два матроса схватили его -- тогда он упал на пол каюты, вопя по-русски благим матом. … и когда он попытался укусить одного из моряков за руку, я схватил его за волосы и в тот момент подумал, что дёрнул слишком сильно – но теперь я сожалею, что не выдрал их целиком.
Сенсационная новость об аресте «русского радикала» попала на передовицы крупнейших газет мира.
Арестованных революционеров отвезли в самый крупный на территории Канады лагерь для военнопленных -- в нём содержались преимущественно немецкие моряки с подводных лодок. Там Троцкий продолжил антивоенную агитацию -- на этот раз среди военнопленных Центральных держав. Один из офицеров лагеря вспоминал позднее, что если бы арест Троцкого продлился дольше, то все немецкие военнопленные стали бы коммунистами.
Об освобождении русских арестантов хлопотали как в России, так и за её пределами. Наконец, под давлением Петросовета, министр Временного правительства Милюков обратился к британским властям с просьбой об освобождении группы Троцкого. 20 апреля 1917 года задержанные получили разрешение следовать далее в Европу. Немецкие военнопленные аплодировали Троцкому, покидающему лагерь, а лагерный оркестр провожал его «Интернационалом».
В 1917 году в России свершилось событие, названное позднее Великой Октябрьской социалистической революцией, один из организаторов -- Лев Давидович Троцкий, он же «Демон революции».
----------
О Черногории и самозванце Степане Малом
История Черногории началась на рубеже VI–VII веков нашей эры, когда славянские племена стали заселять Балканский полуостров. В Средние века в этих местах возникло княжество Зета, (именно здесь, к примеру, в 1493 году была впервые напечатана книга на кириллице). В конце XV века равнинные области Зеты были захвачены Османской империей, что вынудило местное православное население уйти в неприступные горные районы страны, названные «Црна Гора».
В XVIII веке Черногория находилась под юрисдикцией Османской империи и имела уникальную форму государственности – теократию с элементами родового строя. В 1711 году к митрополиту Черногории прибыли послы из России, которые вручили владыке послание от русского царя Петра I с предложением о совместной борьбе против Турции.
Опуская подробности отношений России и Черногории, приведших к русофильству черногорцев, обратимся к одному из интереснейших феноменов в мировой истории. В 1766 году в Черногории появился некий Степан Малый – загадочный самозванец, выдававший себя за русского императора Петра III, чудом избежавшего гибели в 1762 году. Интересно, что, по свидетельству очевидцев, этот человек внешне действительно был похож на Петра III, владел несколькими языками и отличался острым умом.
Ни разу не видев настоящего Петра III, черногорцы тем не менее признали в Степане Малом русского царя, и он довольно быстро стал полновластным правителем Черногории. Надо заметить, что Степан–Пётр оказался действительно сильным государем. В стране был наведён порядок: введена смертная казнь за кровную месть, учреждён суд, предприняты меры по созданию регулярной армии, началось строительство дорог и т. д.
Разумеется, события в Черногории тщательно отслеживались в Санкт-Петербурге. Российская императрица Екатерина II была, мягко говоря, недовольна, что где-то на Балканах живёт человек, выдающий себя за её мужа. Летом 1768 года Екатерина отправила в Черногорию советника русского посольства в Вене капитана Г. Мерка с грамотой, призывающей судить самозванца. Однако грамота по разным субъективным и объективным причинам так и не дошла до адресатов.
Более того, под влиянием новых планов борьбы с Османской империей, где Черногории отводилось одно из центральных мест, Екатерина II изменила своё отношение к Степану Малому. В августе 1769 года в столицу Черногории прибыл князь Ю. В. Долгоруков, доставивший партию оружия и грамоту Екатерины с призывом к выступлению против турок (в ней уже ничего не говорилось о Степане Малом). Перед отъездом Долгоруков даже подарил черногорскому государю русский офицерский мундир, обнял и расцеловал его на прощание. Таким образом, самозванец, выдававший себя за русского императора Петра III, не только не был пойман и казнён, но ещё и стал признанным Россией правителем Черногории и даже был произведён в офицерское достоинство.
Судьба Степана-Петра сложилась трагически. Осенью 1770 года при строительстве дороги, на котором Малый присутствовал, произошёл несчастный случай: заложенный пороховой заряд по каким-то причинам взорвался раньше времени, в результате чего правитель получил ранения и потерял зрение. Тем не менее он продолжал управлять страной вплоть до октября 1773 года, когда подкупленный турками грек пробрался к Малому и убил его.
В начале XIX века для обороны побережья Далмации и Черногории от наполеоновских войск император Александр I отправил в Адриатическое море эскадру адмирала Д. Н. Сенявина (под общим командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова). Опираясь на русскую мощь, новый владыка Черногории Пётр I Петрович-Негош в 1807 году разработал даже план создания новой державы путём объединения ряда югославянских земель, центром которого должен был стать город Дубровник. Данное государство, по мнению черногорского владыки, должно было находиться исключительно под верховной властью русского императора Александра I и управляться президентом из «природных россиян».
Характерно, что завещание Петра I Негоша содержало такие слова: Кто из вас, черногорцев,… помыслил только отойти от покровительства и надежды на единородную Россию, у того у живого да отпадёт мясо с костей, и да будет лишён всякого блага и в сей, и в вечной жизни.
Во второй половине XIX века в столице Черногории Цетинье действовал первый на Балканах институт благородных девиц. Жена царя Александра II -- Мария Александровна выделила деньги на основание института и до 1913 года Россия финансировала это учебное заведение. Преподавание ряда предметов велось на русском языке.
В результате Русско-турецкой войны 1877–1878 годов многовековая борьба черногорского народа завершилась победой и провозглашением независимости Черногории.
На рубеже 10–20-х годов XX века во вновь образованное Королевство сербов, хорватов и словенцев прибыли десятки тысяч русских эмигрантов, в первую очередь из армии Врангеля. В Черногории, равно как и в Сербии, русские беженцы встретили радушный приём и понимание. Власти позволили им создать свою автономную школьную систему, были созданы женские гимназии и даже кадетский корпус. Одним из центров русской эмиграции в Черногории стал город Герцег-Нови. Уже в 30-х годах ХХ века в окрестностях города было организовано русское кладбище. Характерно, что обелиск, воздвигнутый в те годы на средства черногорских горожан на русском некрополе, гласил: «Вы покоитесь в братской земле братского народа». На кладбище среди шестисот могил захоронено десять генералов Российской императорской армии, несколько университетских профессоров и священников, оказавших значительное влияние на культуру и образование в Черногории.
С началом Второй мировой войны русская диаспора в Черногории раскололась и начала стремительно уменьшаться. К 1941 году во всей Югославии оставалось всего около 25 тысяч русских эмигрантов. Часть «русских черногорцев» стала коллаборационистами и вступила в гитлеровский Русский охранный корпус. Другие же сформировали Союз советских патриотов и присоединились к Народно-освободительному движению Югославии, уйдя в партизаны. https://russkiymir.ru/publications/85030/
----------
О национализме
Многие люди путают национализм с патриотизмом, не различая этих понятий. Радикальных националистов, нацистов, к примеру, патриотами называют. Внесём ясность.
Патриотизм, если коротко, -- это привязанность к родине, преданность ей, готовность к жертвам ради неё, любовь к своему народу, его традициям.
Национализм – идеология, рассматривающая нацию в качестве высшей формы общественного единства. Националисты стремятся к созданию государства, охватывающего территорию проживания только определённой нации.
О национализме много написано, сам этот термин трактуют по-разному, типология неоднородна… Сделаем пару штрихов по данной теме, в связи с наблюдаемыми явлениями на постсоветском пространстве.
Этнический национализм определяет нацию с точки зрения общей этнической принадлежности, наследия и культуры, веры в общую историю. Философ И.А. Ильин называл русским национализмом любовь к исторически сложившемуся духовному облику русского народа, волю к расцвету и самобытному величию грядущей России. При этом Ильин признавал существование «больных» форм национализма, которые фокусируются на внешних проявлениях народной жизни, либо презирают чужую культуру.
В русском языке термин «национализм» концептуально приближен к шовинизму, этнократии и ксенофобии, в которых акцент делается на антагонизме, противопоставлении, на превосходстве одной национальности над остальными. Некоторые считают, что патриот – это тот, кто любит свою родину, а националист — ненавидящий другие народы и страны.
Самоуничтожение
1991 год. Выдержки из предвыборной листовки…
Дорогие русские братья и сёстры, живущие на Украине!
Я обращаюсь к вам в тяжёлое для нашей республики время... Только сообща мы сможем выбраться из засосавшей нас трясины, создать общество на принципах гуманизма, демократии и социальной справедливости.
Украина твёрдо стала на путь независимости. На её земле наряду с украинским и другими народами полноправными хозяевами являются двенадцать миллионов русских.
Ни в коем случае не будет допускаться насильственная украинизация русских. Любые попытки дискриминации по национальному признаку будут решительно пресекаться.
Гарантирую вам сохранение беспрепятственных связей с Россией... Рассчитываю на полное понимание русских, на их поддержку…
Построим независимую Украину как общий дом украинцев и русских, всех национальностей, её населяющих!
С уважением, кандидат в Президенты Украины Л. Кравчук.
Лето 2024. Сообщение в прессе:
Ко Дню Независимости состоится благотворительный "Забег в вышиванках". Яркий патриотический и семейный праздник дважды проходил в Киеве, а в этому году бегуны в вышиванках смогут соревноваться за Кубок Независимости во Львове, Одессе, Днепре и Ровно. В зарубежной украинской общине тоже подхватили беговую инициативу. "Забег в вышиванках" увидят на улицах Нью-Йорка, Вашингтона, Филадельфии, Чикаго, Торонто, Мюнхена. https://nashkiev.ua/life/sobytiya-v-kieve-na-den-nezavisimosti
Осень 2024. Верховная Рада утвердила новые названия более чем для 300 населенных пунктов Украины. Так, село Гвардейское в Тернопольской области переименовали в Гниловоды, село Московский Бобрик в Сумской области стало Лебединым Бобриком, а Русская Буда в Хмельницкой области -- Рассохской Будой.
Осень 2024. В Киеве демонтируют очередную группу памятников и символов прошлой эпохи. В «чёрный список», состоящий из 47 пунктов, вошли: памятник советскому писателю Николаю Островскому, вензель императора Александра III на воротах городской больницы и другие. Об этом сообщается на сайте горсовета.
Осень 2024. Французы отправили на Украину завершившую подготовку 155-ю ОМБр ВСУ имени «Анны Киевской».
Для справки: Анна Киевская она же Анна Ярославна – дочь Ярослава Мудрого. На Западе получила известность под именем Анна Русская, Агнесса Русская, -- супруга французского короля Генриха I и королева Франции. Отец Анны Ярослав Владимирович был князем ростовским, князем новгородским, великим князем киевским. С его деятельностью связывают возникновение Русской Правды – сборника правовых норм на Руси, сохранявших своё значение до XV—XVI веков.
Осень 2024. Одесские «активисты» составили, как они выражаются, ТОП-100 памятников, подлежащих демонтажу в Одесской области. В этом списке: бюст Пушкину, памятники Воронцову, Александру II, Высоцкому, Львову Толстому, маршалу Малиновскому и другие.
Осень 2024. Некие «патриоты» в Одессе осквернили бронзовый бюст Пушкина. Этот памятник установлен был в 1889 году на средства одесситов, надпись на памятнике гласит: «А.С. Пушкину граждане Одессы».
Осень 2024. Одесские «активисты» демонтировали изображения ордена Ленина и медали Золотая Звезда на стеле «Крылья Победы». Стела возведена была к 40-й годовщине освобождения Одессы от оккупантов красноармейцами 3-го Украинского фронта в 1944 году. Следует напомнить, что большевики-ленинцы учредили УССР, провели украинизацию в республике, что послужило одной из причин образования государства Украина в декабре 1991 года...
За годы советской власти и Киев стал украинским! Подробнее в материале: Чемакин А.А. Национальный состав Киева в начале XX века // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 1. С. 196-209.
Выдержки. Согласно Всероссийской переписи населения 1897 г., в Киеве проживало 248 тысячи человек, из них русские составляли 78%, в том числе с родным великорусским языком – 54%, малорусским – 22%, белорусским – 1%. Кроме того, в Киеве были ещё два крупных языковых сообщества: еврейское – 12% и польское – 7%. Здесь стоит заметить, что в категорию носителей «великорусского» языка оказались записаны не только великороссы, но и малороссы, говорящие на русском литературном языке.
Осенью 1917 г., через полгода после Февральской революции, в Киеве была проведена новая перепись населения, согласно которой в городе проживали 468 тыс. человек, представлявшие 69 национальностей.
В двадцатый век Киев вошёл как седьмой по численности населениягород Российской империи. Долгие столетия после татаро-монгольского нашествия бывшая столица Древней Руси пребывала в упадке, оставаясь важным духовным центром, но не имея большого экономического и политического значения. И лишь во второй половине XIX века,.. роль Киева начала возрастать, а его население стремительно увеличиваться. Киев стал важным торговым и образовательным центром, развивалась и местная промышленность, хотя по численности рабочего класса он заметно уступал Харькову и Одессе и оставался типично мещанским городом.
С учётом малороссов или без них, русские составляли абсолютное большинство жителей Киева. https://globalaffairs.ru/articles/naczionalnyj-sostav-kieva/
Такая же картина до недавнего времени наблюдалась и в городе Измаиле. Согласно переписи населения 2001 года большинство его жителей русскими были -- 33, 6 тысяч человек, или 43,7 % от общего количества горожан.
К 2024 году многое изменилось. Демонтированы памятники основателю города Тучкову и полководцу Суворову. Большинство улиц переименованы. На некоторых уличных табличках появились имена военных преступников, воевавших против собственного народа, изменников, клявшихся на Евангелии…
На площади Мира удалены памятные даты в истории города и крепости -- на их месте наглядная агитация появилось в виде слов, не соответствующих действительности. На бывшем проспекте Суворова размещены лозунги-приветствия галицких националистов, служивших гитлеровской Германии в годы Второй Мировой войны. Под такими лозунгами, время от времени, дети танцуют на видеокамеру. По воле взрослых.
На одной из рекламных досок – лозунг-речёвка по-украински: «Измаил – это Украина!». На первый взгляд это кажется странным: ведь Измаил находится в составе Украины, все знают об этом... Представляется, что подобного рода речёвки -- своеобразное заклинание, пользуемое политическими сектантами… Здесь проявляется и бахвальство, и ненависть, и страх утратить полученное киевской «этнократией», их вассалами на местах и самими адептами политического украинства. Над теми, над другими, и над третьими по лестнице власти европейцы стоят. А на самой верхней ступеньке – бледнолицие, чернокожие, цветные вожди, обитающие в Северной Америке, часть из которых трансгендеры. И сатанисты имеются. От рекламной доски в Измаиле до Капитолийского холма в Вашингтоне выстроился этакий милитари-квинтет, проповедующий идеи самоотречения и самоуничтожения.
Перед гостиницей «Бессарабия» в Измаиле вывешены прапора США, Великобритании, Румынии и Украины. Ранее в этом здании располагалось управление Советского Дунайского пароходства. Мощный морской флот Пароходства, по обретении Украиной государственности, почти весь был распродан либо списан в металлолом. Огромные океанские лихтеровозы, сухогрузы морские, контейнеровозы, пассажирские теплоходы, быстроходные суда на подводных крыльях – всего этого нет теперь… Незначительная часть флота уцелела, в основном речные суда, построенные полвека назад и ранее, -- кое-какие из них модернизированы и продолжают работать на Дунае, сменив названия.
Город увешан украинскими флагами, особенно много их на верхушке столбов и уличных фонарей. На фасаде здания бывшего кинотеатра «Победа» нет теперь мемориальной таблички о посещении Измаила А.С. Пушкиным. На воротах парка-музея «Крепость» вандалы разбили мраморную доску с названием православной церкви, находящейся на данной территории. Другая мраморная доска, висевшая на воротах до недавнего времени, тоже пропала. Она извещала о взятии Измаила суворовскими войсками. В армии Суворова, как мы помним, воевали не только выходцы из внутренних губерний России, но и бывшие казаки-запорожцы, считавшие себя православными.
----------
Ряд любопытных статей о прошлом
Новая Сербия или Новая Молдавия?.. О заселении Новороссийского края https://ukraina.ru/20210219/1030621530.html
О переселении черногорцев на окраины Российской империи https://ukraina.ru/20210702/1031763794.html
Если Алексея Мельгунова и Григория Потёмкина можно считать отцами - основателями Новороссии, то фельдмаршал Миних (1683 – 1767) вполне заслужил право называться её "дедушкой". Его деятельность по созданию Украинской укреплённой линии во многом обусловила характер колонизации Новороссийского края https://ukraina.ru/20231027/1050444990.html
----------
Уважаемые читатели, новые музыкальные ролики, не вошедшие в раздел «Музыкальная шкатулка», вы можете отыскать на канале Youtube.com – «Дунайская волна
youtube.com/@Dunvolna.ru-2015/videos
youtube.com/channel/UCvVnq57yoAzFACIA1X3a-2g/videos?shelf_id=0&view=0&sort=dd
2024 год