Дунайская волна
Главная : Литература : История Статьи : Библиотека
 

О ЗАРОЖДЕНИИ БЕСПИЛОТНОГО ВОЗДУХОПЛАВАНЬЯ

Империя наносит безответный удар

В 1848–1849 годах в Европе разразилась «Весна народов», которая в тот раз обошлась без помощи Госдепа США и где особо упорно революционерствовали желавшие объединения и гражданских свобод разъединённые итальянцы, на то время подданные Австрийской империи. Отличилась и маленькая, но гордая Венеция, которую восставшие объявили независимой республикой. Держались дольше всех, почти год. Но в конце концов руки молодого императора Франца Иосифа I дошли и до них.

Человеком он был не робкого десятка и не рефлексировал по поводу утрачиваемых его населением гражданских свобод, а со всей ответственностью решил наконец восстановить порядок и довести удушение молодой европейской демократии до логического конца и, кстати, не побрезговал воспользоваться помощью нашего царя-батюшки. Австрийские императорские войска взяли Венецию в блокаду весной 1848 года, но из-за расположения города на островах посреди лагуны осадные орудия с берега могли обстреливать только её окраины, не долетая до центральных кварталов. Нарезных орудий тогда ещё не было, а дальнобойность гладкоствольных пушек не превышала полутора километров.

Раздосадованный такими обстоятельствами целый артиллерийский лейтенант Франц фон Юхатик выдвинул идею бомбардировки города с аэростатов, заметьте, беспилотных и одноразовых! По его предложению аэростаты, а обозвал он их достаточно поэтично аэробомбой, должны были запускаться по ветру в сторону Венеции, и в расчётный момент времени специальное устройство отцепляло бы подвешенный под оболочкой заряд — круглую чугунную осколочно-фугасную гранату массой примерно 15 кг, снабженную запальной трубкой и фитилём. Длина фитиля рассчитывалась таким образом, чтобы в заданной точке он пережигал крепёжную веревку и одновременно воспламенял прессованную пороховую мякоть в запальной трубке. Бомба падала вниз и взрывалась, а свободный шар летел куда хотел.

И это прекрасный пример поддержки верхами инициативы низов! Идея заинтересовала самого командующего австрийскими войсками маршала Йозефа Радецкого, и он приказал опробовать её на практике. Первый пробный запуск двух «аэробомб» состоялся 12 июля 1849 года с позиций на суше, но внезапно изменившийся ветер унёс их в море. Настойчивые императорские (чуть не сказал «штурмовики») артиллеристы учли такой казус, внесли поправку на ветер и снова через три дня, но с палубы военного колёсного пароходика Vulkan (почти авианосца), очень похожего на тот, что отвозил льва Бонифация на каникулы в знаменитом мультфильме, запустили ещё два баллона. На этот раз эксперимент завершился удачно. Оба шара сбросили бомбы прямо на город, причем на тот его район, который считался недосягаемым для австрийской артиллерии.

Внезапное нападение с воздуха спровоцировало нешуточные волнения среди населения Венеции, о чём донесли лазутчики, и воодушевленный успехом маршал Радецкий распорядился немедленно наладить производство воздушных боеприпасов. Дело поставили на поток. 22 августа 1849 года, дождавшись нужного направления и силы ветра, бравые австрийские парни нанесли свой массированный беспилотный «аэробомбовый удар». Было запущено сразу до 200 воздушных шаров! Многие бомбы не сработали, но те, которые упали, произвели на эмоциональных граждан молоденькой республики крайне негативное впечатление. В городе началась настоящая не революционная истерика. Итог: под воздействием общественного мнения и угрозой дальнейших бомбёжек командование гарнизона Венеции решило прекратить сопротивление и сдаться! Несмотря на положительный эффект, эту успешную в военном отношении идею никто не развивал. Вплоть до Второй мировой.

Сначала отличилась Великобритания. В 1942–1944 годах англосаксы «запилили» свою собственную программу бомбардировок территории Германии воздушными полуавтоматами — операцию Outward. А помог им случай.

Почти год идет война. Операция «Блиц» в разгаре. Немцы массовыми воздушными налётами утюжат Британские острова. Англичане выставляют в виде ограждения привязные аэростаты. В ночь с 17 на 18 сентября 1940 года штормом сорвало с привязи десяток шаров. Их унесло через Северное море в Швецию и Данию, где они наделали делов: повредили линии электропередач, нанесли вред железной дороге и сломали антенну шведской международной радиостанции. Еще пять штук долетели аж до Финляндии.

23 сентября 1940 года отчёт об ущербе и неразберихе от не на шутку разлетавшихся прорезиненных изделий ПВО лёг на стол Уинстону Черчиллю, на тот момент премьер-министру и министру обороны, который, надо отдать ему должное, тут же разглядел недюжинный потенциал «свободнолетающих» и распорядился исследовать возможности их боевого применения как оружия против нацистской Германии.

Вопрос изучили товарищи военные в компании с учёными, которые дружили с математикой. Прикинули, посчитали и выдали на-гора простой, но эффективный план! Летит шар, к нему привязан проволочный хвост, который по расчётам, если он будет тянуться по суше примерно на протяжении 30 миль (48 км), в конечном итоге наткнётся на высоковольтную воздушную линию электропередачи с вероятностью от 10 до 75 процентов! И будет немцам «счастье» — межфазное короткое замыкание, которое может привести к повреждению не только воздушного кабеля, но и трансформаторов, и автоматических выключателей. Ничего не напоминает?

Адмиралтейство провело испытания с использованием латексных шаров. Результатами остались довольны, и в ход пошли 100 тысяч метеозондов со складов королевских ВМФ. Половина из них была снаряжена проволокой длиной почти в сто метров, которую шар волок по земле, остальные приспособили для немецкого разнообразия под небольшие зажигательные бомбы с прагматично-бытовыми названиями: «Носки», «Желе», «Лимон» и «Джем». Таковы требования конспирации — чтобы скучно и никакой поэзии!

20 марта 1942 года прямо с зелёной травки поля фешенебельного гольф-клуба стартовала первая партия «друзей электросетей и не только». В течение нескольких дней британцы получали сообщения о лесных пожарах в районе Берлина и Тильзита и о повреждении электросетей. Информацию черпали в основном из открытых источников — газет Дании, Франции и других оккупированных стран. Самое значимое достижение «замыкателя без мотора» произошло 2 июля 1942 года, когда он налетел на линию электропередач в 110 кВ на окраине Лейпцига. Перегорел автоматический выключатель на станции Бюхлен, после чего полностью сгорела и сама станция. Радиоперехваты общения люфтваффе подтвердили, что немецкие истребители часто отвлекаются от патрулирования, гоняются за воздушными шарами, пытаясь сбить их и растрачивая на копеечные, по сути, изделия драгоценный моторесурс, топливо и боеприпасы. Это очень воодушевило британцев, так как любые проблемы для немецкой ПВО сами по себе оправдывали операцию Outward. Такую «небесную нервотрёпку» немцам англичане устраивали вплоть до мая 1944, когда налёты союзной авиации с тотальными бомбовыми ударами стали нудно постоянными и «шарики с подарками» стали неактуальны.

Тут эстафету подхватили самураи: зажравшиеся янки замучили бомбёжками, бамбуковые города Японии выгорали до углей. Но голь на выдумки хитра! Отомстить гайдзинам, отсиживающимся за океаном, хотелось неимоверно, и Императорское управление вооружения Японии в начале 1944 года разработало целую трансконтинентальную программу бомбардировки США с воздушных шаров-автоматов под кодом «Фу-Гo» Техника после 1849 года шагнула чуть вперёд и поэтому применяли военные Страны восходящего солнца аэростаты, заполненные водородом, сначала с оболочкой из прорезиненного шёлка, а потом по бедности из специальной газонепроницаемой бумаги.

Под оболочкой закреплялась гондола из алюминия в форме колеса с четырьмя спицами, барометрический автопилот, устройство самоуничтожения, боевая нагрузка (осколочно-фугасная бомба весом 15 кг с четырьмя зажигательными боеприпасами весом по 5 кг), балласт (мешки с песком). Общий полезный вес составлял не меньше, чем у «Калибра», — почти полтонны!

Работали семейным подрядом практически всей страной, и в период с ноября 1944-го по апрель 1945 года ухитрились запустить более 9 300 «огненных» воздушных мстителей. Эффективность? Около 300 «шаробомб», подхваченных воздушными потоками, даже добрались до территории США. Одна бомба убила шесть человек (женщину и пятерых детей во время школьного пикника в лесу), а 10 марта 1945 года заряд из последней партии (один-единственный раз!) поразил стратегически важный объект. Но какой символический! Японская взрывчатка вывела из строя высоковольтную линию электропередач в штате Вашингтон, по которой подавалась электрическая энергия на Хэнфордский комплекс по производству радиоактивных материалов для проекта «Манхэттен». Завод с трудом перевели на резервное питание.

Итог: американский завод и дальше работал в штатном режиме, а радиоактивные материалы из Хэнфорда внутри атомных бомб стёрли с лица земли японские города Хиросиму и Нагасаки с 226 тысячами живых людей.

Выдержка из статьи Михаила Поспелова «Дроны! Роем марш

alternatio.org/articles/articles/item/112324-drony-roem-marsh

 

Некоторые сведения о современной авиации

В подмосковном Жуковском прошёл очередной международный авиационно-космический салон, более известный как «МАКС-21». Главной новинкой стал лёгкий тактический самолет Су-75, широко разрекламированный под обозначением на английском языке как Checkmate (Шах и мат).

Автор новинки — компания «Сухой» — пояснила, что лёгкий однодвигательный истребитель является коммерческим проектом и предназначен главным образом для продаж за рубеж. Аффилированные с компанией эксперты дополнительно сообщили о предполагаемой цене изделия и его лётных характеристиках. Стоимость в районе 25-30 миллионов долларов США. Максимальная бесфорсажная скорость — 1,8 Маха, потолок — 16500 метров, боевая нагрузка — 7400 килограммов, дальность действия — 2800 километров. Новинку «Сухого» независимые эксперты восприняли с интересом, хотя и скепсиса в оценках хватало.

Насколько известно, авиаторы не любят однодвигательные самолёты по причине их меньшей безопасности. Воздушное судно с двумя двигателями предпочтительнее. 

Россия, как и СССР в прошлом, считается великой авиационной державой, таковых, к слову, в мире всего 4. Кроме нас, на воздушном Олимпе присутствуют Соединенные Штаты и Франция. В XXI веке к троице присоединился Китай.

США в 70-х годах прошлого столетия создали высокотехнологичные машины 4-го поколения F-15 и F-16

Мы ответили «партнёрам» соответственно тяжёлым и лёгким фронтовыми истребителями Су-27 и МиГ-29. Советские самолёты имели прекрасные тактико-технические характеристики и ни в чём не уступали заокеанским новинкам. Конструкторы заложили в Су-27 и МиГ-29 высокий потенциал для последующей модернизации. 

Основной истребитель российских ВКС сегодня Су - 35С, по сути, глубокая модификация Су - 27, относимая к поколению 4++. На август 2021 года Су-35С у нас насчитывалось 124 единиц. 

Гордость США — тяжёлый многоцелевой истребитель пятого поколения F-22. Примерно за 10 лет, с конца 90-х прошлого века и к началу второго десятилетия нынешнего произведено и поставлено на боевое дежурство около двухсот летательных аппаратов. Стоимость одной единицы — 146,2 миллиона долларов США без затрат на НИОКР. Истребитель считался в Америке настолько секретным, что его запрещалось продавать ближайшим союзникам. В 2020 году сделали исключение. США одобрили продажу 50 F-22 Израилю. 

Довольно широкое распространение за рубежом получила упрощённая версия F-22 в виде лёгкого истребителя F-35, который представляет собой малозаметный многофункциональный истребитель-бомбардировщик 5-го поколения в трёх вариантах. F-35A стоимостью 83,4 миллиона долларов выполняет функции наземного истребителя и стоит на вооружении ВВС США и их союзников. Модификация F-35B в данном ряду самая дорогая — 108,1 миллиона долларов. Его преимущество в коротком взлете и вертикальной посадке.

В сумме коллективный Запад располагает 1000 самолетов 5-го поколения 

Наши восточные соседи и партнёры из Китая также с конца 90 - х годов работали над программой создания истребителя 5-го поколения. Достижения Поднебесной впечатляют. Chengdu j-20 первый полёт совершил в январе 2011 года, а в марте 2017 уже поступил на вооружение НОАК. Он считается третьим в мире действующим истребителем-невидимкой 5–го поколения. Китайцы не только копируют чужое, но и вкладывают огромные средства в параллельную разработку собственных технологий. Конкретный пример с двигателем того же Chengdu j-20. Поначалу на нём стоял российский АЛ-31ФМ2, затем начали испытывать на самолётах-невидимках некий свой «промежуточный вариант». В марте текущего года новейший авиационный двигатель Xian WS-15 успешно прошёл испытания. 

Пекин располагает ещё одним истребителем 5-го поколения. Официально называется Shenyang FC-31. Тот самый самолёт, с которым на рынке развивающихся стран собрался конкурировать наш гипотетический Су-75. 

Программы строительства самолёта 5-го поколения в Японии и Южной Корее эксперты оценили как провальные.

29 января 2010 года свой первый полёт совершил перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), позднее получивший обозначение Су-57. Разработчик — компания «Сухой» — позиционирует его как «малозаметный многоцелевой истребитель 5-го поколения». Русский аналог в большей степени F-22 и в меньшей F-35. 

Серьёзным ударом по программе создания российского истребителя 5-го поколения стал выход Индии из совместного проекта. Было заявлено, что Су-57 не отвечает технологически обозначенным параметрам скрытности, а также его боевая авионика, радары и датчики российского производства не соответствуют стандартам самолета 5-го поколения. 

Прозвучали и диаметрально противоположные оценки. Марк Эпископос обратил внимание на уникальные особенности нового русского истребителя. По мнению специалиста, Су-57 значительно превосходит F-35 по аэродинамике, имея скорость до 2 Махов без использования форсажа и дальность полёта 3500 километров. 

С чем можно однозначно согласиться из критики проекта — с задержкой его реализации. Первый раз обещали запустить Су-57 в серийное производство в 2016 году, потом в 2018-м. В итоге запустили лишь в 2020-м. Другая проблема — отсутствие нового двигателя. Су-57 пока летает на АЛ-41Ф1 -- турбореактивном двухконтурном с форсажной камерой и управляемым вектором тяги. Новый двигатель под зашифрованным индексом «Изделие 30» создается в компании «Сатурн». По информации из «Сатурна», двигатель является полностью новым, а не модернизацией. Представители компании заявляют, что «в нём внедрено много новшеств, которые в отдельных случаях не имеют и близкого аналога в мире». 

Российские истребители традиционно отличаются сверхманёвренностью и мощным вооружением. Запланированные на 2022–2023 годы испытания гиперзвуковых ракет для Су-57 уплотнены в связи с напряженной политической обстановкой. Су-57 сможет нести оперативно-тактические гиперзвуковые комплексы «Гремлин» и «Личинка». 

Американцы отрабатывают основные технологии перспективного истребителя 6-го поколения. Их супер-истребитель будет обладать гиперзвуковой скоростью — шесть тысяч километров в час, может непрерывно находиться в воздухе до 50 часов. В качестве оружия предусматривается использование лазерных и электромагнитных установок. Для преодоления систем противовоздушной и противоракетной обороны создадут специальное устройство по заражению радиолокационных станций вирусами. 

Первый лётный образец спроектирован посредством компьютерных технологий. Обычно принципиально новый самолет создаётся в течении 10–15 лет. Продемонстрированный американцами революционный метод позволяет ускорить процесс раза в два.

Объединенная Европа работает над своим многоцелевым истребителем 6-го поколения. Программа Team Tempest включает компании из Франции, Великобритании, Германии, Италии и Швеции. Появление первого прототипа намечается к 2035 году. 

У нас также ведутся работы аналогичного характера. 

В СМИ появилась информация о радиофотонных РЛС, специально созданных для самолётов данного типа. К числу характеристик будущего супер-истребителя, кроме наличия гиперзвуковой скорости и новых видов оружия, относятся: сверхманёвренность, многофункциональность, широкое применение стелс-технологий и композитных материалов, опция искусственного интеллекта. 

iarex.ru/articles/86377.html

----------

Уважаемые читатели, новые музыкальные ролики, не вошедшие в раздел «Музыкальная шкатулка», вы можете отыскать на канале Youtube.com – «Дунайская волна»

https://www.youtube.com/channel/UCvVnq57yoAzFACIA1X3a-2g/videos?shelf_id=0&view=0&sort=dd

2023 год

Музыкальная шкатулка

Библиотека Статьи : История Литература : Главная :
Информационно-культурное электронное издание "Дунайская волна"© 2015  
Эл. почта: dunvolna@mail.ru